Свежие новости

Путин, покажи свой томос!

Top-bit

Путин и Московский патриарх

Представители Русской православной церкви называют себя «каноническими православными», а территорию Украины — «своей». Они созывают соборы и выдвигают требования, чтобы экзархи Варфоломея покинули «их землю», то есть Украину. Они угрожают нам кровопролитием, а Вселенского патриарха отказываются вспоминать во время служб.

Наш корреспондент поинтересовался: а откуда же взялась Русская православная церковь и Московский патриархат в Украине? Об этом мы спросили у директора Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрея Юраша и религиоведа Дмитрия Горевого.

Как образовалась Русская православная церковь?

Дмитрий Горевой:
И украинская, и российская Церкви апеллируют, что они возникли тогда, когда князь Владимир в 988 году крестил Русь. Для Украины это — логично, потому что это наша территория. Для России же это выглядит по меньшей мере абсурдно, ибо они апеллируют не к истории Москвы, а к нашей истории.

Московская Церковь образовалась из-за того, что после монгольского нашествия на Русь митрополит Киевский перебрался из Киева сначала во Владимир, а затем — в Москву. Фактически было так: митрополиты именовались киевскими, но они проживали в Москве. Так сложилось, что постепенно на Руси сформировалось две митрополии — одна Киевская с центром в Киеве, другая также Киевская, но с центром в Москве. Обе эти митрополии входили в Константинопольский патриархат.

В середине XV века по политическим причинам (московский царь хотел иметь лояльного к себе митрополита, а не грека, которого присылали из Константинополя), в Москве сами выбрали себе митрополита, которого никто не признал.

С того времени на 140 лет Москва выпала из православия, их Церковь никто не признавал. Затем, после завоевания османами Константинополя в Москву стали ездить православные патриархи ради финансовой поддержки, потому что в мусульманском мире они подвергались гонениям. И вот в конце XVI века патриарх Константинополя уехал в Москву (тогда формально царем был сын Ивана Грозного, но реально правил Борис Годунов), и его там арестовали. Годунов полгода держал в казематах патриарха, пока Вселенский патриарх не признал их Церковь независимой и патриаршей.

Андрей Юраш:
То есть Русская православная церковь — это часть бывшей Киевской митрополии. Свою автокефальность она сама провозгласила 1448 года, когда фактически откололась от Киевской митрополии и начала существовать параллельно. Вплоть до 1589 года она существовала без признания другими православными Церквями, то есть была самопровозглашенной. Фактическим началом существования РПЦ есть середина XV века, однако как признанный канонический субъект она стала действовать со второй половины XVI века.

Архиепископ Тельмиский Иов (Геча) в одном из интервью сказал, что в РПЦ никогда не было томоса. Это так?

Андрей Юраш:
Действительно, Москва де-факто провозгласила автокефалию. При этом специального документа, как томос, Вселенский патриарх РПЦ не предоставлял.

Дмитрий Горевой:
Фактически была принята грамота Собора Константинопольского патриархата, в которой отмечалось, что они признают Московскую церковь и прописывают, что патриарх Московской церкви должен признавать власть Константинопольского патриарха. С тех пор Москва считает эту грамоту своим томосом об автокефалии.

В РПЦ называют Украину своей «канонической территорией». В этой грамоте об этом что-то было?

Дмитрий Горевой:
Нет, грамота, которую в XV веке оказал тогдашний Вселенский патриарх Московской церкви, касалась исключительно нынешних российских земель, а не украинских. Там четко было указано, что Московская церковь подчиняет себе Московию и северные края. На тот момент Украина находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Москва считает, что наша Церковь была ей передана в 1686 году, но в Константинополе думают иначе. Мол, они лишь временно разрешили Московской церкви рукополагать духовенство в Украине. Но сама Церковь осталась в подчинении Константинополя. Впоследствии Вселенский патриарх, когда выдавал томос Польской православной церкви, фактически лишил Москву и этой привилегии.

Откуда же тогда в России взялась идеология о том, что Москва — это «третий Рим»?

Дмитрий Горевой:
Идеология «третьего Рима» появилась в Московии еще в начале XVI века в труда псковского монаха Филофея, который писал московскому монарху: мол, поскольку «первый Рим» с точки зрения Москвы, «откололся в ересь и стал католическим», «второй Рим» пал перед Османской империей, то теперь остался только «третий Рим», то есть, Московия.

Это был религиозно-политический памфлет, который не имеет ничего общего с «Библией». Он лишь был составлен из православного лексикона и имитирует богословский трактат, хотя таким не является. Это обычная политическая концепция, из которой потом выстраивался весь русский «мессианизм».

В рассекреченных данных СБУ есть информация, что во время собора РПЦ 1945 года всех его членов завербовал КГБ. Это правда?

Дмитрий Горевой:
О том, что высшее руководство Русской православной церкви в советские времена активно сотрудничало с органами государственной безопасности, — общеизвестный факт. То, что они и сейчас сотрудничают, также нет никаких сомнений. Потому что в РПЦ подписаны официальные соглашения с Минобороны РФ. Храм РПЦ в Париже построен на территории российского посольства и имеет дипломатический иммунитет. Они активно сотрудничают с российской полицией и органами разведки.

Кто еще в православном мире имеет право предоставлять томоса?

Андрей Юраш:
Только Вселенский патриарх. Он давал томосы многим православным церквям. Например, в XIX веке предоставил такой документ Румынской православной церкви, в 1924 году — Польской церкви, в 1937-м — Албанской церкви, в 1945 году — Болгарской церкви, 1990-го — Грузинской церкви и в 1998 году Патриарх предоставил томос православной церкви Чехии и Словакии. Все эти признанные Церкви получали томос лишь от Константинополя. Москва 1970-го предоставила томос Американской православной церкви, но этот факт Константинополь не признал. Признали правомочность московского томоса лишь шесть Церквей, которые на то время находились в зависимости от Московского патриархата и СССР.

Но в УПЦ МП заявляют, что им РПЦ 1990 года «томос» предоставили…

Андрей Юраш:
Этот документ не является томосом. Потому томос — это признание полной самостоятельности. Так, в православной традиции Церкви могут иметь два статуса: автокефалия — независимость, а также автономия — вом наполовину зависимый. Документ 1990-го УПЦ МП предоставлял только самостоятельность в управлении, то есть частичную автономию.

Этот документ МП получил благодаря настойчивости тогдашнего представителя УПЦ МП митрополита Филарета, нынешнего патриарха УПЦ КП. Он в 1990-х годах понимал важность создания Украинской церкви и пытался добиться статуса автокефалии для УПЦ МП, однако Москва на это не согласилась.

А документ, который в МП называют «томосом», означает, что Московский патриархат в Украине остается частью РПЦ. Также есть документы, в которых четко прописано, что МП является неотъемлемой частью Русской Церкви и там прописаны все механизмы, которые зависят УПЦ МП от РПЦ.

Дмитрий Горевой:
То, что у Московского патриархата есть свой томос, — откровенная ложь. В этом документе большими церковнославянскими буквами четко написано: «Благословенная грамота», а слова «томос» там нет. Они придумали такую идею, чтобы отвлечь внимание. УПЦ МП другие поместные православные Церкви не воспринимают как независимую от РПЦ структуру. Для всего православного мира УПЦ МП — это группа епархий РПЦ в Украине.

Если Киевский патриархат получит томос, что это будет означать для России и РПЦ?

Андрей Юраш:
Для России недопустимым является признание факта существования Киевской митрополии, поскольку это будет подтверждением со стороны Константинопольской церкви: вся история о том, что РПЦ берет начало со времени крещения Владимиром Киевской Руси – полная ложь. А настоящая история крещение Руси на самом деле связана с Киевом.

Российская Федерация веками разрабатывала миф о том, что киевское государство, Крещение Руси — это все традиции, из которых берет начало именно Российское государство и Церковь. Мол, в то время, когда монголо-татары разрушили Киев, весь культурный центр перешел из Киева в Московское царство. Это-миф. А предоставление УПЦ КП томосу является настоящим приговором для русской историографической традиции.

А что с Московским патриархатом в Украине?

Дмитрий Горевой:
Судьбу УПЦ МП будут решать в Кремле, а не в РПЦ. У Кирилла выполняют то, что им говорят в администрации Путина. Московской Церкве в Украине после получения нами томоса могут сократить права до уровня российского экзархата.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.