Свежие новости

По Киеву на велосипеде — задача не для слабонервных

Top-bit

Велосипедные дорожки

Несмотря на все преимущества этого вида транспорта, велосипеды в городах Украины — скорее исключение, чем правило. Едва ли не самая главная причина — нехватка соответствующей инфраструктуры. Все надежды на новые строительные нормы.

Для киевской маркетологини и велоактивистки Дарьи Пряниковой велосипед является важной частью ее жизни. Она не только периодически использует его для передвижения по городу, но и занимается триатлоном, в котором спортсмены соревнуются в плавании, велогонке и беге. Именно поэтому Пряникова хорошо понимает, с чем сталкиваются столичные велосипедисты, когда пытаются попасть на работу или тренировки. А это — опасные велодорожки, с высокими бордюрами и люками, оккупированные в дополнение припаркованными автомобилями, уличными торговцами и пешеходами, рассказывает девушка.

«Значительное количество столичных водителей и пешеходов вообще не воспринимает велосипедистов как полноправных участников дорожного движение — люди гуляют по велодорожкам так, будто это такая же пешеходная зона, а на дороге автомобили не придерживаются надлежащей дистанции и скорости», — жалуется Пряникова.

Об опасности передвижения по столице на велосипедах свидетельствует и печальная статистика. Согласно данным киевской общественной организации MotoHelp, которая помогает владельцам двухколесного транспорта — мотоциклов, скутеров и велосипедов, — которые попали в дорожно-транспортное происшествие, смертность велосипедистов в случае аварии в три раза превышает смертность даже мотоциклистов. Более чем каждый десятый киевский велосипедист, который в прошлом году попадал в ДТП, не выживал. Всего в 2017 году в Киеве погибло 10 велосипедистов, а общее количество аварий с участием велосипедов достигла 85 случаев. При этом в основном виновниками этих дорожных происшествий были автомобилисты, утверждают в MotoHelp.

Все это заставляет тех жителей украинских городов, которые даже хотели бы передвигаться на велосипеде, опасаться этого вида транспорта, рассказывает член транспортной комиссии Киевсовета и основатель любительских велогонок «Киевская Сотка» Сергей Харчук. По его словам, он и другие активисты даже организовывали для этого специальные занятия для новичков, чтобы научить их передвигаться по городу без страха и нарушений правил дорожного движения.

Ситуацию осложняет то, что велосипедная инфраструктура в украинских городах только начинает развиваться, поэтому у строителей просто не хватает опыта для надлежащего выполнения работ, объясняет медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева Марина Блудше. Так, по ее словам, в Киеве образцом относительно качественной работы можно назвать веломаршрут, соединяющая Троещину и центр города. Впрочем, добавляет Харчук, про весьма относительное качество этой дорожки могут свидетельствовать хорошо известные пользователям интернета фото того, как эта дорожка упирается при движении в остановку общественного транспорта.

Но большинство подобных дорожек, рассказывает Пряникова, вообще не приспособлены для передвижения по городу, ведь они размечены без учета реальных потребностей велосипедистов и не связаны между собой так, чтобы между ними можно было передвигаться по проезжей части или пешком.

И наличие велодорожки не гарантирует безопасного и беспрепятственного передвижения по ней, добавляет велоактивистка. Так, несколько лет назад прямо на только что построенной дорожке на проспекте Победы возле станции метро «Житомирская» кто-то установил биотуалеты. «Поэтому мы даже устроили небольшой протест, и на время эти туалеты исчезли. А через несколько недель, они снова появились на том же месте», — рассказывает Пряникова.

По ее словам, даже если такую ​​преграду получается преодолеть, далее велосипедистов ждут припаркованные машины, раскладки со всевозможными товарами и прохожие, не желающие уступать дорогу. А в нескольких километрах этот маршрут вдруг прерывается, чтобы появиться ниоткуда уже через пару сотен метров. «Поэтому многие велосипедисты фактически игнорируют велодорожки, даже когда они есть, потому что считают передвижение автомобильными дорогами безопасным, хотя это является прямым нарушением дорожных правил», — говорит Пряникова.

И столица, по сравнению с другими городами Украины, — достаточно продвинутый город в вопросе велоструктуры. По оценкам Ассоциации велосипедистов Киева столичные велодорожки с учетом разрешенных для передвижения на велосипеде полос общественного транспорта имеют общую протяженность в 54 км. Впереди только Львов, где по состоянию на прошлый год велоструктура достигала 100 километров. С 39 километрами велодорожек и полос положительно выделяется Винница, а остальные города имеют не более 5-8 километров велоструктуры, или она отсутствует вообще.

Определенную надежду на улучшение ситуации по всей стране дают обновленные государственные строительные нормы (ДБН), принятые министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в конце июня этого года. С первого сентября, когда новые нормы вступят в силу, проектирование велодорожек и велосипедных полос станет обязательным при новом строительстве и реконструкции дорог.

Эти правила будут предусматривать и обустройство велопаркингов возле станций метро, ​​рассказывает Блудше, которая вместе с коллегами из Ассоциации велосипедистов Киева адвокотировала эти изменения в течение четырех лет. «Изменения в ДБН в интересах не только велосипедистов, но и пешеходов и водителей авто, потому что без дорожной велоинфраструктуры неудобно всем», — настаивает активистка.

Надеется на позитивные изменения и Харчук, хотя опыт украинской столицы заставляет его быть осторожным в прогнозах. Так, по словам городского депутата, даже выделение 50000000 гривен на велоструктуры в киевском бюджете за текущий год не привело к началу соответствующих проектных работ. Ситуацию Харчук называет «тихим саботажем», объясняя ее заинтересованностью местных властей в освоении таких незначительных по столичным масштабам сумм. «К тому же, чиновники и депутаты в большинстве своем не пользуются велосипедами, поэтому их проблемы для них бесконечно далеки», — говорит политик и велоактивист.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.