Свежие новости

«НАТО не стремится «усилить» себя нищими и жадными к чужой славе государствами»

Top-bit

Новый танк Украины

Принятый парламентом перед летним отпуском Закон „О национальной безопасности” на фоне фактической избирательной кампании был малозаметным в информационном пространстве. Впрочем, это довольно важный документ, чтобы оставлять его вне поля зрения общества. Поэтому накануне нового политического сезона мы решили выяснить основные детали нового закона. Об этом – в разговоре с экспертом по вопросам безопасности Сергеем Шабовтой.

Какие плюсы и минусы нового закона и что он вообще подразумевает?

Сергей Шабовта:
Больших новаций, которые бы существенным образом влияли на организационные действия государства, усиление обороноспособности страны, этот закон в себе не несет. Этот закон, в первую очередь, был использован как одна из моделей усиления президентской власти и влияния гаранта именно на силовой блок. Фактически он сосредоточил в руках Президента однозначное право назначать всех первых лиц Министерства обороны – в частности, так называемого гражданского министра обороны.

Мы взяли модель уровня США. Но Штаты — это цивилизованное государство, где с одной стороны есть гражданский министр, с другой стороны — мощное военное ведомство в лице Пентагона, с таким количеством служб, иерархий и т. п, что министр там выглядит таким условным зайчиком, который участвует в каких-то переговорных процессах, владеет технологиями политических баталий и умело представляет ведомство. На самом же деле решение относительно континентального вопросу принимает мощное коллегиальное сообщество боевых генералов, имеющих реальный опыт, военное образование и тому подобное.

Поэтому я прогнозирую, что в нас произойдет та же история, что с Министерством внутренних дел, где ведомство возглавляет абсолютно далек от профессионализма, крайне политически ангажирован г-н Аваков. А внизу все профессиональные должности заполнялись людьми, исходя из их лояльности, преданности своему боссу. Поэтому, собственно говоря, на одной из основных должностей в том самом Министерстве внутренних дел наметанный глаз экспертов профессионалов не наблюдает. И боюсь, что мы рискуем такую же модель получить в Министерстве обороны.

А приближает этот закон Украину к вступлению в НАТО?

Сергей Шабовта:
В иерархии он будет занимать определяющее место, но, с точки зрения своих позиционных компетенций Закон „О национальной безопасности” особо не раскрывает, кто этот министр, откуда его будут брать, на каком основании вообще будет приниматься решение о назначении этого человека. То есть, по сути это очередной свисток в сторону нашей ориентации на Европейский Союз и НАТО, хотя нас там не ждут в ближайшие тридцать лет и уж точно не видят среди полноценных членов.

Какая же польза стране от этого закона?

Сергей Шабовта:
Вот прошел саммит Украина – ЕС, где, если правильно читать (и не только проправительственные средства массовой информации), – достаточно скептически оценивается перспектива всего нашего сотрудничества. НАТО – это больше военно-политический союз, который вовсе не стремится «усилить» себя нищими и жадными к чужой славе государствами. Украина каждый день в году раскрывается и показывает свою убогость. Мы, как проходимцы, которые где прошли несмотря ни на какие европейские политические события, пофотографировались, а потом рассказываем байки на «внутреннем рынке», что нас куда-то почти взяли. А это все лукавство.

Закон у нас есть. Но нельзя сказать, что он что-то невероятно перевернул. От этого не появятся деньги, не возникнут новые технологии. Мы задекларировали, что тратим на вооружение, оборону пять процентов ВВП. И при этом на программу, связанную с внедрением в серийное производство новой системы оружия (вот почему Украина еще более-менее сильная), мы из этих пяти процентов выделяем только два. Поэтому у нас на полигонах гибнут и получают тяжелые ранения немало военнослужащих. Потому, что оружие производится из некачественной стали и ее использование невозможно без риска для жизни.

Или танк, о котором мы так долго кричали. А когда танки поехали на международные соревнования, то заняли позорное последнее место. При этом один из двух танков сразу вышел из строя. То есть мы не получили то высококачественное оружие, о котором со всех баннеров извещает наш Президент. Итак, возвращаясь к Закону «О национальной безопасности», можно констатировать: здесь доминирует политика, а не профессиональное видение, которое действительно влияло бы в перспективе на национальную безопасность.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.